Версия для слабовидящих

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Радуга"с. Святославка Самойловского района Саратовской области"

412390,Саратовская обл.,Самойловский район, с.Святославка.пер.Больничный,1

Телефон

8(84548) 3-12-17

Эл. почта radugaswyat@yandex.ru

МБДОУ д/с "Радуга"с. Святославка

Адрес: 412390,Саратовская обл.,Самойловский район, с.Святославка.пер.Больничный,1
Телефон: 8(84548) 3-12-17
Эл. почта: radugaswyat@yandex.ru

"Задачи развития и воспитания детей 6-7 лет". Подготовительная группа

Родительское собрание «Задачи развития и воспитания детей 6 – 7 лет»

Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.

 План проведения

  • Игра «Узнай своего ребенка по описанию».
  • Упражнение «Экзамен для родителей».
  • Раскрытие воспитателем компонентов готовности к школе.
  • Портрет ребёнка, не готового к школьному обучению
  •  Решение проблемных ситуаций
  •  «Открытое письмо родителям».
  •  Подведение итогов собрания. Принятие решения.

 Ход собрания:

 - Здравствуйте, уважаемые родители! Мне приятно видеть вас, и я благодарю вас за то, что нашли возможность прийти сюда. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора. Но вначале поприветствуем друг друга.

 Игра «Узнай своего ребенка по описанию»

Родители прослушивают рассказ о ребёнке и догадываются, о ком идёт речь.

Арина — наш лучший помощник всегда. Дела переделает она без труда. Няне поможет и воспитателю. Трудолюбива и очень старательна.

 

Слава со спортом дружен, Ему диван не нужен. Некогда лежать — Всюду готов бежать.

 

Арина — подружка верная

И девочка примерная.

 

Насте  приз за лучший сон. Здесь она просто чемпион.

 

Сережа, конечно, шалит понемножку, Но, в общем-то, он не обидит и кошку.

 

Яна всегда очень вежлива и мила. Вот бы и дальше такою была.

 

Соня сидит на занятиях, слушает, Спит хорошо и прекрасно кушает.

 

Лиза — кокетка, звезда, хохотушка. Мамина доченька и болтушка.

 

Ирина поддержит всегда и поймет. Если вдруг нужно — на помощь придет.

 

Ане хочется играть, А вовсе не ложиться спать.

 Упражнение «Экзамен для родителей».

Родителям предлагается сравнить, чем будет отличаться жизнь дошкольника от жизни первоклассника.

 Вопросы:

  •  Какие занятии проводятся в детском саду? ( развитие речи, математика, художественное творчество, физкультура, музыка, экология, социология, чтение худ. литературы, обучение грамоте) Какие предметы будет изучать ребёнок в 1 классе? (математика, рус.яз., литературное чтение, окружающий мир, физкультура, музыка, труд, рисование)
  •  Сколько занятий в день проводится в детском саду?(3) Сколько уроков в день будет в 1-м классе? (4)
  •  Длительность занятия в подготовительной группе в детском саду?(30 мин.) Длительность урока в школе? (до января по 35 мин., с января по 45 мин.)
  •  Сколько педагогов обучает ребёнка в детском саду?(1) Сколько учителей будет обучать ребёнка в 1-м классе? (1)

Более подробно остановимся на психологической готовности ребенка к школе, которая включает:

  • интеллектуальную готовность;
  •  мотивационную готовность;
  •  эмоционально-волевую готовность;
  •  коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы — … лес и т.д.

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

  •  свой адрес и название населенного пункта, в котором он живет;
  •  название страны и ее столицы;
  •  имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  •  времена года, их последовательность и основные признаки;
  •  названия месяцев, дней недели;
  •  основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

 Мотивационная готовность

Ребенок должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевается  наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будет». Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

  •  способностей ставить перед собой цель,
  •  принять решение о начале деятельности,
  •  наметить план действий,
  •  выполнить его, проявив определенные усилия,
  •  оценить результат своей деятельности,
  •  а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные. Например, игра «Зеркало»Что делает зеркало? Повторяет ваши движения. Пусть один человек будет зеркалом, а другие повторяют за ним все, что он делает. Встаньте друг против друга и копируйте мимику, позы, жесты, то есть полностью подражайте образцу. Через некоторое время поменяйтесь с ребенком местами. Или определите водящего с помощью считалки, «Запрещённое число» Играющие образуют круг, а ведущий встает в центре круга. Он подходит к любому игроку и, указав на него, говорит: «Один». Игрок, стоящий справа, говорит: «Два». И т. д. Игроки, которым выпадет число 3, число, делящееся на 3 или содержащее цифру 3, не называя этих чисел, должны выполнить какое-либо движение (присед, руки за голову, руки вперед и др.). Игрок, назвавший запрещенное число или опоздавший выполнить соответствующее движение, получает штрафное очко. Побеждают ребята, получившие меньше штрафных очков, «Да и нет». Водящий начинает игру определенными словами-стишком. Собственно говоря, в этом стишке и есть правила игры. Просто нужно отвечать на вопросы так, чтобы не сказать: «Да», «Нет», «Черное» и «Белое».

Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.

Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.

Не исказите веру ребёнка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегчённых ожиданий.

Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно.

 Коммуникативная готовность.

Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

 «Портрет» первоклассника, не готового к школе:

  •  чрезмерная игривость;
  •  недостаточная самостоятельность;
  •  импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
  •  неумение общаться со сверстниками;
  •  трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
  •  неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
  •  низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
  •  плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
  •  недостаточное развитие произвольной памяти;
  •  задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

 Как помочь ребенку подготовиться к школе?

Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если:

  •  беременность и роды протекали с осложнениями;
  •  ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;
  •  ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна;
  •  ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив;
  •  вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.

На что надо обратить внимание…

1. Самостоятельность. Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.

Научите ребенка убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.

Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.

Итак, наша единая задача заключается в создании условий для успешной подготовки к обучению детей в школе. Для того, чтобы понять, какая помощь нужна ребёнку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие у него проблемы. Возможно, какие-то свои маленькие тайны ваши дети вам откроют в письмах, которые они написали для вас, уважаемые родители. И может быть, именно это письмо поможет вам понять своего ребёнка, вникнуть в его трудности и порадоваться его достижениями.

 «Открытое письмо родителям».

Каждый родитель получает «открытое письмо» своего ребёнка.

Письмо начинается так:

  •  Больше всего в школе мне понравится…
  •  Мне не понравится, если на уроках…
  •  Я очень хочу, чтобы мои родители…
  •  Я думаю, что в 1-м классе…

 Вывод. Возможно, прочитав письма своих детей, вы смогли по-иному взглянуть на их трудности, почувствовали их проблемы. Собственно, о них мы уже говорили сегодня. Но самое главное, чтобы ребёнок чувствовал поддержку родителей и понимание.

 Ответы на вопросы

 Какие пособия лучше выбирать для подготовки к школе?

Ответ: я советую выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, головоломками, весёлыми задачками. На выполнение задания давайте ребёнку определённое время.

 Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома?

Ответ: не более 20-30 минут. Если вы видите, что ребёнок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребёнку заниматься самостоятельно.

 Если ребёнок категорически отказывается заниматься дома?

Ответ: давайте ребёнку небольшой объём занятий, не более 5 минут. Все занятия проводите в игровой форме. Отвечайте на вопросы печатными буквами

Если ребёнок постоянно требует новых заданий и готов заниматься долго.

Ответ: если ребёнок не чувствует усталость, не расстраивается от того, что что-то не получается, воспринимает учёбу, как привлекательное задание – строгих границ для занятий ставить не следует.

 Формулы вербального (словесного) общения, которыми может овладеть ребёнок к концу дошкольного возраста

Приветствие. Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, рад тебя или Вас видеть, привет.

Прощание. До свидания, спокойной ночи, до завтра, счастливого пути, доброй ночи.

Извинение. Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; прошу прощения.

Обращение. Скажите, пожалуйста; будьте добры, могли бы вы; вас не затруднит.

Знакомство. Давайте познакомимся, меня зовут.. познакомьтесь, это…

 Взрослые, помните!

 Подражая взрослым, дети легко усваивают правила вежливости.